Исторический форум Сокол

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Исторический форум Сокол » Античность » Цивилизации Древнего Востока


Цивилизации Древнего Востока

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Цивилизации на Ближнем Востоке возникли практически одновременно с зарождением культуры Древнего Египта, но с самого начала у древних цивилизаций Месопотамии был свой путь развития. Эта территория была отлична, прежде всего, наличием разных этносов, их постоянным перемешением друг с другом и рождением в III тысячелетии до н.э. своеобразных культур Шумера и Аккада.
      Во II тысячелетии до н.э. территория распространения цивилизаций Ближнего Востока существенно расширилась. Теперь сюда вошли Вавилонские царства, государства Малой Азии (хеттов и хурритов), финикийские города.
      I тысячелетие до н.э. вошло в историю как эпоха великих империй. Это было время доминирования сменявших друг друга Новаассирийской, Нововавилонской и Ахеменидской держав. Но не только они составили исторический фон, в этом тысячелетии в орбиту мировых цивилизаций вошли Урарту, скифы, сарматы, фригийцы, карфагеняне и др.
      Открытие древнейших земледельческих культур Ближнего Востока явилось важным событием исторической науки, заставившим пересмотреть прежние концепции не только региональной, но и мировой истории. До обнаружения в 1948 г. в горах иракского Загроса американским археологом Р. Брейдвудом остатков поселения архаических земледельцев Джармо, V тысячелетие до н. э. считалось временем едва ли не максимальной древности для культур первых земледельцев Передней Азии. Применение радиоуглеродного анализа ко вновь открытым памятникам показало, что речь должна идти о VII-VI и даже VIII тысячелетии до н. э. Но важна была не только их существенно увеличившаяся древность - в глубине этих тысячелетий скрывались культуры весьма высокого уровня развития, с выдающимися достижениями в разных сферах деятельности, в том числе и в области искусства.
      Изучение памятников, давших опорные материалы для решения этой проблемы, проводилось экспедициями Р. Брейдвуда в Ираке, Иране и Турции. Научной сенсацией стало открытие К. Кеньон докерамического Иерихона, а затем Дж. Меллартом малоазиатского Чатал-Хююка. Важные исследования в Иордании, а затем в Северной Месопотамии были проведены Д. Киркбрайт, новые данные получены в ходе работ советской археологической экспедиции в Ираке, возглавлявшейся Р. М. Мунчаевым.
      Переход к земледелию и скотоводству, которое в Старом Свете лучше всего освещается археологическими материалами Ближнего Востока, был сложным процессом. Неверно связывать его с одной какой-либо причиной, например, с изменением природной среды, заставившим будто бы ближневосточных охотников и собирателей срочно перейти к новым способам получения продуктов питания. Изменения природной среды случались и ранее, но лишь на определенной стадии развития общество смогло осуществить столь сложные преобразования хозяйственной системы. Не выдерживает критики бывшая одно время популярной теория о возникновении земледелия и скотоводства в условиях прогрессирующей засухи. Показательно, что на Ближнем Востоке в период верхнего палеолита, мезолита и неолита животный мир не изменился сколько-нибудь существенно.
Судя по исследованиям в районе озера Зайбар в иранском Загросе, здесь 20-10 тысяч лет тому назад господствовал сухой прохладный климат и преобладали лесные ландшафты. Природные условия Ближнего Востока X-VI тысячелетий до н. э. были весьма благоприятными для развития земледелия и скотоводства, но именно человек создал новую хозяйственную систему.
      Переход к земледелию и скотоводству, истоки которого на Ближнем Востоке восходят еще к эпохе мезолита, был закономерным следствием целого ряда общественных процессов, результатом благоприятного сочетания социальных и природных факторов. К числу последних, безусловно, относится наличие определенных видов домашних животных и культурных растений. Однако те же животные и те же растения существовали и в палеолите. Так, известно, что как в Азии, так и на территории нынешнего Судана растения (дикие злаки) употреблялись в пищу уже в XVIII-XVII тысячелетии до н. э. (сохранились каменные зернотерки и жатвенные ножи), остатки зерна обнаружены лишь в поселениях XVIII-XVII тысячелетий до н. э.3 Поэтому первостепенное значение в переходе к новым формам ведения хозяйства сыграли сложившиеся в недрах самого общества предпосылки. Современная наука относит возникновение земледелия приблизительно к 7000 г. до н. э.. Одной из таких предпосылок было наличие высокоразвитого хозяйства, основанного на собирательстве, охоте и рыболовстве в разных долях, и значительная плотность населения. Последняя затрудняла расширение освоенной территории, на которой природные ресурсы использовались бы прежними методами. Для Восточного Средиземноморья о высокой плотности населения, видимо, можно говорить уже с эпохи среднего палеолита, когда мы наблюдаем сосуществование и взаимодействие целого ряда разнокультурных, а возможно, и разноэтнических групп. На определенном этапе имел место и кризис традиционных способов получения продуктов питания. Прежние способы больше не обеспечивали потребности коллективов. Население было вынуждено осваивать места, мало удобные для охоты, увеличивается доля собирательства съедобных моллюсков.
      Важнейшей предпосылкой перехода к новым формам хозяйствования был уровень развития техники и орудий труда. Пластинчатая вкладышевая техника, достигшая вершин совершенства в пору мезолита, позволяла создавать формы орудий в прямой зависимости от необходимости их использования. Именно на основе этой техники было создано важное орудие ранних земледельцев - сначала в виде прямого жатвенного ножа, а затем и изогнутого серпа, по высокой производительности не уступавшего серпу, сделанному из бронзы. Огромное значение имел интеллектуальный уровень человеческих коллективов, накопление ими положительных знаний об окружающей живой и мертвой природе, способность к абстрактному мышлению и предвидению последствий предпринимаемых ими действий в отдаленном будущем. В отличие от охоты и рыболовства посев зерна не дает немедленного реального результата.
      Переход к земледелию и скотоводству не только был следствием действия целого ряда факторов, но и сыграл кардинальную роль в развитии человечества. Английский археолог Г. Чайлд предложил использовать понятие "неолитическая революция", имея в виду кардинальные перемены, происшедшие в экономическом базисе общества. Археологические материалы, и в первую очередь раскопки на Ближнем Востоке, на большом фактическом материале продемонстрировали кардинальные перемены в обществе и культуре после перехода к земледелию и обычно сочетавшемуся с ним скотоводству. Познакомившись со злаками, люди стали создавать долговременные поселения. Древнейшим среди которых считается Ком-Обо (XIII-XII тысячелетия до н. э.), расположенное немного севернее Асуана. На территории около 1 га здесь длительное время жил коллектив из 160-180 членов, которые вели хозяйство на территории 350-400 га. Переход с активному собирательству, а затем земледелию приводит к тому, что увеличивается население как в абсолютном отношении, так и по плотности. Последняя, по ориентировочным оценкам, возрастает почти в 100 раз. Повсеместно наблюдается рост благосостояния, и скорее всего именно накопление богатств, включая, разумеется, запасы продуктов питания, вынуждало первых земледельцев заботиться об их обороне - их поселки окружают стены, складывается первобытная фортификация. Новая система благоустроенного быта выступает резким контрастом в сравнении с открытыми стоянками и пещерными стойбищами палеолитического человека. Теперь поселения состоят из прочных домов с тщательно разработанным интерьером, с окраской полов и стен, устройством сидений. Развивается в широких масштабах прикладное искусство - появившиеся глиняные сосуды не только служат для хозяйственных нужд, но и ярко украшаются. Массовое развитие получает мелкая пластика с выразительными фигурками людей и животных, изготовление украшений становится постоянной отраслью производства. Недаром первые цивилизации возникают именно на основе раннеземледельческих культур, творчески развивая их достижения. Не менее важными были социальные и экономические последствия перехода к земледелию: производительность труда в совершенствующихся системах земледелия таила в себе возможность возникновения эксплуатации. Вместе с тем, "неолитическая революция" обусловила заметную неравномерность дальнейшего развития различных территорий.
      Последние исследования на Ближнем Востоке показали, что цивилизации зародились не в одном районе Ближнего Востока. Известно по крайней мере четыре центра ее зарождения, развивавшиеся почти одновременно и независимо друг от друга: западные склоны и долины гор Загроса, регион Палестины и Иордании, Северо-Восточная Африка и южная часть Анатолийского плато. Сейчас исследователи намечают три фазы древнейшего земледелия на Ближнем и Среднем Востоке:

1.       IX-VIII тысячелетия до н. э. - начинаются первые регулярные попытки доместикации растений и животных и завершается появлением первых земледельческих поселков. Они располагаются еще непосредственно в зоне распространения предков доместицированных позже растений и животных, главным образом на ее периферии, в предгорьях, где годовые осадки достигают 1000 мм. Основные памятники первой фазы - Карим Шахир, Зави Чеви Шанидар, Гандж-Даре-Е. Выращивание злаков еще не началось, но, безусловно, идет интенсификация собирательства.

2.       VII тысячелетие до н. э. - уже одомашнены злаки, наиболее распространена эммеровая пшеница. Одомашнены овца, коза, собака, возможно, свинья. Основные памятники в Загросе- Джармо, Тепе Гуран, Тепе Сараб, Гандж Даре-Е, на границе аллювиальной долины - Али Кош, Тамархан, в Синджарской долине - Телль Магзалия. Архитектура уже достаточно развита, в некоторых  поселках  существовали фортификационные системы. Значительная долговременность поселков уже приводит к образованию больших теллей. Их нижние горизонты бескерамичны, в верхних появляется керамика.

3.       Конец VII-V тысячелетие до н. э. - завершение процесса доместикации растений и формирование полного (кроме лошади и верблюда) стада домашних животных. Появляются простые ирригационные системы.

      Памятники Сиро-Палестинского региона. Перемены в области хозяйства и культуры нашли прямое отражение в археологических материалах, характеризующих раннеземледельческие комплексы и культуры. В набор признаков, дающих устойчивые сочетания, входят каменные или глинобитные дома, глиняные фигурки, разнообразная посуда - сначала каменная и деревянная, а затем и глиняная, небольшие топоры и тесла из шлифованного камня. Высокопроизводительные каменные, кремневые и костяные орудия полностью удовлетворяли производственные потребности ранних земледельческо-скотоводческих общин. Находки на некоторых памятниках кованых бус и небольших проколок из меди не меняют этой общей картины. Неолитические орудия труда безраздельно господствуют в производстве.
     
Эти общие закономерности развития по-разному проявлялись в культуре отдельных племенных групп. Особую культурную зону образовали на Ближнем Востоке комплексы, распространенные в Палестине, Иордании и Сирии, общей чертой которых является их формирование на основе натуфийского мезолита. Возможно, натуфийцы были пришельцами и селились в пещерах и на площадках перед ними (на горе Кармел и в Иудейских горах) или сооружали жилища на открытых местах. Они принадлежали к евроафриканской расе, были приземисты, с удлиненными черепами, средний рост достигал несколько более 150 см.
      Особенно интересный материал, связанный с натуфийскими поселениями X-IX тысячелетий до н. э. дали раскопки в Эйнане (Айн-Маллаха), расположенном на озере Хуле в верхнем течении реки Иордан. Здесь обнаружены около 50 домов, обитатели которых, наряду с охотой и рыболовством, занимались собирательством диких злаков, пользуясь новыми, дотоле неизвестными орудиями. Дома были около 7 м каждый, располагались около площадки с большим количеством обмазанных глиной ям колоколовидной формы - видимо, для хранения пищи. Помимо серпов с кремниевыми вкладышами и каменных зернотерок здесь обнаружены ступы для шелушения зерна и корзины для хранения и сушки зерна. Каменные ступы (иногда базальтовые, весом до 50 кг), более чем какие-либо другие предметы свидетельствуют об оседлом образе жизни. В пользу оседлости говорят также наземные сооружения для хранения запасов продовольствия. Они строились на территории поселения, иногда могли использоваться для захоронения владельца. В захоронениях Эйнана были найдены древнейшие произведения искусства, характерные для культуры ранних земледельцев: схематичные каменные женские фигурки, орнаментированные базальтовые сосуды, резные изделия из кости, украшения из раковин. Наиболее интересным является в Эйнане погребение вождя с женщиной (возможно, супругой или наложницей). Это погребение демонстрирует, какое важное значение придавалось погребению знати. Натуфийские поселения, следы которых также обнаружены в дельте Нила (Хелуан) и в горах на побережье Красного моря (оазис Лейк-Ита), были крупными очагами новой культуры.

2

Шумеры появились в Южной Месопотамии в начале IV тысячелетия до н. э. Происхождение и родственные связи шумерского языка до сих пор установить не удалось.  В шумерском языке четко выделяются три слоя: шумерский, семитский и третий, возможно, восходящий к какому-то неизвестному нам языку (его условно называют "банановым"), связанному с первыми поселенцами на этой территории. При этом важно отметить, что шумерский язык был распространен гораздо шире, чем простиралось политическое влияние этого народа. Государства шумеров занимали территорию от Персидского залива до современного Багдада. А памятники шумерской письменности обнаружены значительно севернее и северо-восточнее - в Эшнунне, Мари, Гасуре (Нузи), а также северо-западнее (Телль-Мардих).
      Откуда пришли шумеры до сих пор непонятно.
В. В. Емельянов:

наше наименование несемитского населения Южного Двуречья "шумеры" является достаточно условным, поскольку основано на ложном отождествлении названия этноса и названия населяемого им ландшафта. Тем не менее, оно является единственно возможным виду того, сам этот народ никак не выделял себя из среды других обитателей Двуречья.

Все ремесленники были храмовыми работниками и с течением времени утрачивали связь с общиной и земледелием. Особую привилегированную часть ремесленников составляли писцы, за свой труд они получали большие натуральные выплаты.

      Раннединастический период начинается со сложения в Южной Месопотамии государственной власти, которая со временем становится наследственной. В конце III тысячелетия до н. э. шумерами был создан "Царский список" - перечень царей, правивших от начала мира в разных городах Месопотамии. Но большинство этих правителей не были царями, они носили титулы эн (жрец-правитель-вождь), жрецов-строителей - энси (?), вождей-военачальников - лугалей.
      Двумя крупнейшими городами, чьи правители первоначально не зависели друг от друга, были Киш (на севере Нижней Месопотамии), Ур и Урук (на юге). В основе "Царского списка" лежит счет поколений, правивших в этих городах.

Непонятно вот это место:

Если отбросить все фантастические династии, правившие "до потопа", то начало I Кишской династии - первой после "потопа" приблизительно будет соответствовать началу Раннединастического периода. Так называемый I Раннединастический период длился с 2750 до 2615 года до н. э.

Династии "до потопа" есть, но их считают фантастическими... "тут верю, тут не верю"...

      С Гильгамеша начинается второй этап Раннединастического периода (около 2615-2500 гг. до н. э.). II Раннединастический период был наполнен событиями как внутриполитическими (междинастическая борьба за власть над Шумером), так и внешнеполитическими. Шумер пережил набеги чужеземцев и появление в Шумере чужеземных правителей.
      В храмовом хозяйстве работали ремесленники, скотоводы, земледельцы. Все они были лишены собственности на средства производства. Они трудились преимущественно за паек, но некоторым при условии службы могли выдаваться (безусловно, не в собственность) земельные наделы. Некоторые из работников были беглецами из других общин, некоторые потомками пленных, но некоторые могли быть местного происхождения. Экономическое положение и тех и других было одинаковым: все они находились на содержании храма. Различной была лишь форма оплаты.

      К середине III тысячелетия до н. э. наряду с военными и культовыми вождями (лугалями, энами и энси), находившимися в полной зависимости от советов старейшин своих номов, наметилась новая фигура - лугаль-гегемон. Такой лугаль опирался на свою личную дружину и приверженцев, которых он мог содержать, не спрашивая совета у старейшин; с помощью такой дружины он мог завоевать другие номы и таким образом стать выше отдельных советов, которые оставались чисто номовыми организациями. Это свидетельствовало о зарождении единовластия. Лугаль-гегемон обычно принимал на севере страны звание лугаля Киша, а на юге - звание лугаля всей страны; чтобы получить такое звание, нужно было быть признанным в храме г. Ниппура.

Богатства, сосредоточенные в руках родовой аристократии были чрезвычайно велики. Ни в один из последующих периодов в истории Месопотамии   земельные   владения   не   были так   обширны,   как   в   первой   половине   III тысячелетия  до н. э.
Социальная структура шумерского города-государства выглядела следующим образом:
1. Знать - правитель города, начальник храмовой администрации, жрецы. Члены совета старейшин общины. Эти люди имели в порядке семейно-общинного или родового, а часто и индивидуального владения десятки и сотни гектаров общинной земли, эксплуатируя рабов и клиентов. Правитель, кроме того, часто пользовался для личного обогащения и землей храма.
2. Рядовые общинники, имевшие участки общинной земли в порядке семейно-общинного владения. Они составляли более половины всего населения.
3. Клиенты храма: а) члены храмовой администрации и ремесленники; б) подчиненные им люди. Это бывшие общинники, утратившие общинные связи.
4. Рабы: а) рабы храма, мало отличавшиеся от низших категорий клиентов; б) рабы частных лиц (их число незначительно).

Третий этап Раннединастического периода (около 2500-2315гг. до н. э.). Этот период будет характеризоваться ростом имущественного расслоения, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов за гегемонию в Южном Двуречье. Исторически это время расцвета Ура и начала политической истории Лагаша.

      Погребение Пуаби: до сих пор вызывает у ученых большие споры, так как оно не похоже на другие погребения той эпохи, в том числе и на обнаруженное в Уре шахтное погребение царя Мескаламдуга, который был найден в золотом шлеме необычайно тонкой работы.
      Ни на одном из тел в погребении Пуаби не было найдено следов насилия. Вероятно, все они были отравлены или усыплены. Вполне возможно, что они подчинились своей судьбе добровольно, чтобы продолжить в ином мире службу своей госпоже. Во всяком случае, невероятно, чтобы воины охраны Пуаби и ее придворные женщины в дорогих одеяниях были простыми рабынями.
Погребения I династии Ура свидетельствуют об исключительном богатстве урской знати.

3

государства в III тыс. до н.э. простирались от Лотхала до Египта. Раньше считалось, что есть отдельные островки; Шумер и Египет

4

А Саргон Аккадский, который объединил Шумер и Аккад и про которого сообщается, что он

прошёл море запада, был три года на западе, покорил и объединил страну, поставив на западе свои статуи, перевёл по морю и суше пленных

Т.к. Саргон возвратился в Междуречье на 11-м году своего царствования, то начало его похода (вернее, пиратского набега) относится примерно к 2361г.
Где он побывал - на Кипре? Крите? Томсон Д. О. считал, что Саргон дошёл до Испании - правда, это русское издание 1953г., может здесь тоже что-то изменилось...

5

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари, страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра). Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы», рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца». Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев в глубь Малоазиийского полуострова. Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат, немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

6

Во всяком случае, до Средиземного моря Саргон видимо, всё же дошёл...
В гос-ве он провёл реформы, суть которых сводилась к следующему:

1. замена номовой олигархии чиновниками, назначенными царем, создание условий для воспроизводства царской бюрократии;
2. создание массовой армии, набираемой из свободных общинников-земледельцев;
3. сращивание жреческой и царской власти путем выдвижения родственников и приближенных царя на высшие жреческие должности, а также через использование храмовых земель.

      Если классическое шумерское общество предпочитало земледельческие и ремесленные ценности (мировой порядок, вечное возвращение, красоту и совершенство), то саргоновская идеология была связана с ценностями воинского сословия (единоначалие, подвиги и героизм) и торгово-ростовщического (свободная инициатива, договор, отношения купли-продажи, ответственность за нарушение условий). Системы ценностей двух этносов и исторических эпох оказались весьма различными. Поэтому неудивительно, что

в старости Саргона все страны возмутились против него и осадили его в Аккаде

Единоличность правления вызывала неоднократные мятежи, которые, по преданию, начались уже в правление Саргона. Но, источники саргоновского времени эти сведения не подтверждают. Эти сведения могли происходить из позднешумерских жреческих источников, и отразили желание шумерских жрецов показать, что Саргон был наказан богами за свою гордыню.

Сыновья Саргона, Римуш и Маништушу, правившие друг за другом, встретились с единодушным и упорным сопротивлением по всей Нижней Месопотамии. Римуш, подавляя восстание, вырезал целые города, казнил огромное количество пленных.

При Саргоне и при его потомках шумерский язык оставался официальным языком надписей и делопроизводства, а аккадский употреблялся лишь в качестве второго языка.

      По преданию, Римуша убила знать, закидав его тяжелыми каменными печатями. Однако его брат Маништушу продолжил ту же политику. Ему тоже пришлось жестоко подавлять мятежи в собственном государстве. Воспользовавшись тяжелым положением городов, опустошенных резней при его брате Римуше и при нем самом, и желая увеличить государственный сектор хозяйства, он принудительно скупал землю и граждан за номинальную цену. Из этого видно, что древние цари, несмотря на деспотический характер своей власти, не являлись собственниками всей земли государства и для приобретения земельных угодий должны были покупать их на общих основаниях. Сделки Маништушу по скупке земли были по его приказу записаны на большом каменном обелиске, который сохранился до нашего времени.

Походы, которые еще Саргон совершал в соседние страны, продолжали и его сыновья. По-видимому, цари считали единовременный грабеж соседних стран более выгодным, чем те сборы и доходы, которые они могли получать с торговли. Матиштушу совершал походы далеко на восток, как по морю, так и посуху; он дошел до эламского города Аншана в глубине Ирана. Царям Аккада, несмотря на ряд походов, не удалось по-настоящему покорить Элам. И племянник Маништушу, царь Нарам-Суэн, в конечном счете заключил с эламитами мирный договор, по которому Элам обязался согласовывать свою внешнюю и военную политику с Аккадом, но сохранял свою внутреннюю независимость. Это был первый известный до сих пор в мировой истории международный договор и самый древний исторический памятник Элама.

      Нарам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.) был наиболее могущественным из потомков Саргона; его царствование началось с мятежа; граждане древнего Киша избрали одного из своей среды на царство, и к их восстанию присоединилось множество городов в разных частях обширного государства. Быстрые и решительные меры молодого царя привели его к победе над восставшими.
      По-видимому, Нарам-Суэн воевал в Сирии, Верхней Месопотамии и в предгорьях Ирана. Благодаря договору с Эламом, ему удалось одержать победу над лулубеями, горными племенами. В Сирии он разрушил мощный ном-государство Эблу, населенную западными семитами и осуществлявшую в этих местах гегемонию. При Нарам-Суэне были доведены до конца перемены в государственном устройстве, начатые еще его дедом Саргоном. Он окончательно отбросил все старые, традиционные титулы и стал называть себя "царем четырех сторон света".

Нарам-Суэн поссорился с жречеством Ниппура. Отказавшись от всех прежних титулов, царь отказался и от жреческого утверждения этих титулов. Жители Аккада (несомненно, по желанию царя) на своей сходке признали его богом; был установлен прижизненный культ Нарам-Суэна (раньше цари почитались лишь посмертно - это было частью культа предков). Нарам-Суэну был пожалован титул городского бога и свой собственный храм.

      Социальная опора Аккадской династии к концу правления Нарам-Суэна максимально сузилась. Общинники были разорены войнами и карательными походами против городов собственной страны, принудительной скупкой земли; старая знать была в большинстве своем физически истреблена; средний слой государственных работников лишен значительной части наделов и переведен на илотские пайки, а жречество испытывало недовольство по идеологическим соображениям. На стороне Саргонидов была только созданная ими служилая бюрократическая знать. Кризису и паданию Аккадского царства способствовало вторжение племени кутиев с Иранского нагорья.

      События, последовавшие за правлением Нарам-Суэна, многие жители Южного Двучерья восприняли как справедливое наказание аккадских "титанов" за гордыню и самонадеянность. В последние века шумерской цивилизации (возможно, уже после гибели Ура) был составлен текст "Проклятие Аккада". Главной его темой стала тема наказания неправедного царя. Сообщается о решении бога Энлиля прекратить жизнь и уничтожить власть Аккада. Боги начали спешно покидать храмы в этом городе, уводя заодно и дарованные ему благоприятные качества: царственность, разум, долгую жизнь. Решение Энлиля было объявлено во сне царю Аккада Нарам-Суэну. Если бы он был благочестив, то смирился бы с потерей столицы и переехал в другой город. Но Нарам-Суэн решил отомстить Энлилю и, войдя в ниппурский храм Экур, разрушил его до основания. Энлиль понял, что, разрушая его храм, царь хочет оскорбить и его самого, поэтому на месть Нарам-Суэна он ответил собственной местью: Энлиль спустил с гор дикое племя кутиев ("разумом -собаки, обликом - обезьяны"), которое осадило злой город и захватило его. В последней части текста подробно описываются бедственное положение жителей города: голод и людоедство, случаи самоубийства, разбой и т. п. Плакальщики оплакивали павший город в течение семи дней и семи ночей, а затем прорекли ему злую судьбу: город будет заброшен его жителями, а местонахождение его-забыто.

      Аккадцы почти полностью переняли религиозные представления шумеров. Более того, создается впечатление, что столетия близкого соседства и сосуществования привели к тому, что семиты приняли участие в создании религиозных верований, которые мы сейчас называем шумерскими. Во всяком случае, боги, хоть и получили новые имена, по сути остались теми же самыми. Впрочем, аккадцы внесли в религиозные представления шумеров и некоторые новые элементы. Немалую роль в этом сыграла Эн-Хедуанна. Она сочинила гимн о возвышении богини Инанны, ставшей богиней неба, и канон религиозных гимнов, представлявших собой совершенно новый жанр в литературе III тысячелетия до н. э.
      Семитская Иштар слилась с шумерской Инанной и стала во всей культуре Западной Азии символом понятия "богиня" с очень широким набором функций - в общем, не поймёшь, где здесь семиты, а где шумеры.

      От памятников письменности аккадской эпохи до нас дошел только так называемый Цилиндр Бэртона. Но в позднешумеровских текстах сохранились произведения "аккадского слоя". Все тексты этой группы связаны с гимнами Эн-Хедуанны и дошли до нас в записях Старовавилоновского времени. 42 гимна, состоящие из пять частей, следовали друг за другом строго по иерархии.

От саргоновского времени дошла до нас и поэма о Саргоне - гимно-эпическое произведение, местами напоминающее сказку, с элементами священного сна, богоизбранности.
      Тексты саргоновского времени показывают, что в развитии идеологии Саргонидов было два периода. В начале правления Саргона проявлялась максимальная почтительность к старой шумерской традиции и аккадские божества упоминались после перечисления шумерских богов. Позже Инанна принимает на себя все властные функции, объявляется госпожой всех МЕ и победительницей недругов царя. Аккадские тексты более информативны и сухи, они малоэмоциональны по сравнению с шумерскими. Каждый подобный текст служит доказательством какой-либо политической идеи. Текстам такого рода интересна человеческая личность, пусть и помещенная внутрь мифопоэтического канона. Личность говорит и действует точно так же, как в текстах архаического слоя действуют боги, лишь с большей внешней динамикой. При этом не подчёркиваются индивидуальные черты характера.

      Такой удивительно интересной и насыщенной событиями предстает история и культура Аккадского царства.

7

После смерти царя Аккадского царства Шаркалишарри началось постепенное существование независимых номов. Падение династии Аккаде сопровождалось не только внутренними междоусобицами, но и внешним нашествием горных племен кутиев. Вначале борьба шла с переменным успехом, но уже сын Нарам-Суэна должен был, по-видимому, уступить титул царя четырех сторон света царю Элама (который в этот момент был объединен) в обмен на помощь против кутиев. Вскоре власть в Месопотамии целиком переходит в руки кутийских вождей. Они называли себя царями, но, по-видимому, избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от двух до семи лет). Кутии разорили своими нападениями почти всю страну, за исключением Лагаша, лежавшего несколько в стороне от главного пути их набегов и, может быть Урука и Ура, защищенных полосою болот.
      Конечно, кутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабеж, они продолжали ограбление в форме даней, которые для них и за них собирали местные аккадские и шумерские правители.
      Период господства кутиев, продолжавшийся около 50 лет, представляет собой одну из темных эпох, поскольку надписи кутиев, сделанные на аккадском языке вносят мало ясности в вопрос исследования этого периода. Известно, что в представлении последующих поколений кутии были разнузданными завоевателями, вызвавшими хаос и разрушение. И, действительно, при кутиях много городов превратилось в руины.
      Сохранились с середины 22 в. до н.э. документы, происходящие из храмового архива г. Нгирсы, столицы Лагаша. В этот период государство Лагаша занимало площадь около 1600 кв.м. На этой территории располагалось три крупных города - Нгирсу, Лагаш, Нина-Сирана и 131 небольшой населенный пункт.

      Происхождение II династии Лагаша (около 2163 г. до н.э.) пока не ясно. Но в эпоху кутиев прославились два правителя II династии Лагаша - Ур-Бау и Гудеа. Оба были тонкими дипломатами и тонкими политиками, умевшими подольститься к захватчикам и извлечь максимальную выгоду от контакта с ними. Правители Лагаша платили кутиям дань, а взамен получали ряд привилегий, главной из которых было право на привлечение жителей Шумера к строительным работам в Лагаше. Права лагашских правителей в Шумере были достаточно серьезными. Уже Ур-Бау удается присоединить к Лагашу Урук и Ур, а дочь его была жрицей в храме Ура. Ур-Бау вел обширное храмовое строительство и был богатым и могущественным правителем.
      Много документов сохранилось только со времени правления зятя Ур-Бау Гудеа (около 2144 г. до н.э.) и его преемников. Гудеа, живший во второй половине 22 в. до н.э. в Лагаше был сыном жрицы богини Гатумдуг, представлявшей богиню в священном браке со жрецом. Поэтому официально он не имел человеческих родителей, он был рожден от священного брака. Однако такое рождение было почетным, и Гудеа был женат первым браком на дочери Ур-Бау, а потом унаследовал должность тестя. Таким образом, он представлял номовое жречество. Правление Гудеа было временем господства старорежимной общинно-жреческой аристократии, желавшей вернуть страну на прежний путь, хотя бы в сфере идеологии. Власть Гудеа не была наследственной, хотя и случалось, что трон переходил от отца к сыну. В одной из надписей Гудеа мы узнаем, об его избрании истинным пастырем Шумера собранием номовых органов самоуправления и том, что в руках этого пастыря находилась при кутиях почти вся территория Шумера и даже вечно враждебный Элам. Здесь, возможно имеет место следование традиции аккадского периода, хотя формой политической организации опять стал город-государство шумерского типа. При этом Гудеа в своих надписях, не называя себя царем, рассматривает свой титул как царский, даже упоминает о скипетре и тиаре, как своих инсигнациях. Но это представление о царе избираемом, как в старошумерское время, а не о царе-деспоте аккадского времени. Есть косвенные данные, что совет старейшин всего Лагаша имел при Гудеа столь большое значение, что за ним признавалось право избирать и назначать правителя.
      Политика Гудеа соединяла черты политики традиционных номовых энси с принципами, созданными при династии Аккаде. Он решительно отказался от права собственности правителя государства на храмовые земли, следуя в этом позиции Урукагины, а не Саргона и Нарам-Суэна. Но он не вернулся к системе множества храмовых хозяйств отдельных богов, а слил их все в одно общегосударственное храмовое хозяйство бога Нингирсу. Работников этого хозяйства он держал на положении илотов на пайке, как при Саргонидах. На строительство нового, грандиозного храма Нингирсу он не жалел средств и ради этого ввел новые налоги на все население и новые повинности; к строительным повинностям при нем привлекались даже женщины.
      От кутиев Гудеа откупался богатой данью, зато Нижняя Месопотамия - не только ном Лагаш - почти целиком была в его фактическом распоряжении. Власть Гудеа распространилась далеко на юг, вплоть до Ура и Эреду, ему подчинялась западная часть Элама. Он имел возможность вести торговлю со странами Передней Азии и даже с Мелахой (Индия); надписи его времени упоминают в качестве торговых партнеров Мари, многочисленные города Сирии, а также Маган. Ввозил он, по-видимому, исключительно материалы для строительства и богатого украшения храма Нингирсу, где Гудеа сконцентрировал культы всех почитавшихся в государстве богов и богинь. Создание единого святилища в большей мере, чем внешняя политика, сделало очевидным политические замыслы Гудеа.
      В эпоху оккупации, когда внешняя активность недоступна народу, начинаются поиски путей самосовершенствования, люди углубляются в себя. Результатом этого всегда является появление шедевров в области искусства и литературы. Так, в эпоху Гудеа формируется классическое монументальное письмо - самая красивая шумерская клинопись; изготовляются высокохудожественные предметы утилитарного назначения; совершенствуется искусство резьбы на печатях и портретная скульптура; появляются прекрасные по слогу и глубокие по содержанию культовые гимны-поэмы о деяниях правителя. Но это не дает основания для рассуждений о каком-то большом личном вкладе Гудеа в эти культурные мероприятия. Бесспорно, что все это происходило под его покровительством, и весьма спорно, что он сам принимал в этом какое-то творческое участие.
      При Гудеа была осуществлена первая запись ритуала. Тексты на статуях и на цилиндрах Гудеа имеют определенную идеологическую функцию. Они призваны помочь их составителю оправдаться перед божеством, предопределившем его судьбу, и заодно перед потомством, которое в награду за славные деяния Гудеа должно будет постоянно кормить его дух жертвами. Жертвы будут приноситься статуям Гудеа в месте поминовения - особом   приделе   храма, который   назывался   у   шумеров   место напоения   водой. Статуи Гудеа содержат весьма важную информацию ритуального характера. Информация эта касается важнейших праздников шумерского годового цикла - Нового года   и   священного   брака.   События   эти происходили   в   Лагаше     почти одновременно. Цилиндры Гудеа, будучи смешением нескольких жанров (царской надписи и храмового гимна), породили совершенно новый жанр, утвердившийся в Месопотамии сразу после разгрома кутиев, - царский гимн или славословие обожествленного царя. В цилиндрах сообщается о восстановлении главного городского храма в Лагаше - храма бога Нингирсу, подробно описываются все этапы этого строительства от морской экспедиции за строительным лесом до процедуры освещения храма. Особый интерес представляют надписи на двух глиняных цилиндрах. Цилиндр А содержит поэму о строительстве храма.

Ночью накануне Нового года Гудеа видит сон, в котором ему является сам Нингирсу и приказывает ему заново отстроить храм. Однако Гудеа не понимает смысла сказанного и отправляется за толкованием в дальнее путешествие к богине-толковательнице снов Нанше, которая разъясняет ему значение каждого образа и действия. Узнав, что хочет от него хозяин города, Гудеа напрягает все силы страны, заставляя подвластных ему людей поспеть с возведением храма к положенному ритуалом сроку. Цилиндр Б подробно описывает ритуал освящения вновь отстроенного храма, возведенного через год и три дня после начала строительства. В идеологическом отношении тексты Гудеа также являются переходными от старошумерских текстов к гимнам III династии Ура: в них появляется новая, неведомая ранним надписям тенденция к абсолютизации фигуры правителя. Если раньше прославлялись конкретные деяния, совершаемые правителем по прямому указанию городского бога, то со времени Гудеа начинают прославляться такие достоинства и заслуги правителя, которыми он реально не обладал (например, царская власть правителя, бывшего в подчинении у захватчиков).
      Сын и внук Гудеа не сумели сохранить его политического положения и могущество Лагаша уменьшилось. Участие лагашских правителей в жизни кутийских оккупантов было столь заметным, что впоследствии Лагаш, как город-предатель интересов коренного населения страны, будет исключен из всех исторических хроник, и его элите придется составлять свой самостоятельный список царей.

8

Вскоре после правления Гудеа, Утухенгаль - по преданию, сын валяльщика рыбы - поднял всеобщее восстание против кутиев, чья власть давно уже стала ненавистна в Месопотамии. В надписи, составленной от имени Утухенгаля, урукский правитель поносит кутиев такими словами: "Жалящий змей гор, насильник против богов, унесший царственность Шумера в горы, наполнивший Шумер враждой, отнимавший супругу  у супруга, отнимавший  дитя  у родителей, возбуждавший  вражду и распрю в Стране". Выступление шумеров против кутиев было поддержано и знамением богов: к моменту начала битвы произошло лунное затмение, серьезно напугавшее предводителя армии кутиев Тирикана. Он бежал с поля битвы, но был выдан шумерской армии жителями местечка, в котором пробовал укрыться со своей семьей. Кутии были успешно изгнаны навсегда.
После победы шумеров началась обычная междоусобная драка между Утухенгалем и Ур-Намму, к которой примкнул энси Лагаша Наммахани. Но ему сразу указали на место, припомнив процветание Лагаша при кутиях. Осталось двое претендентов на власть. Но блестяще начавшееся царствование Утухенгаля вскоре оборвалось: по легенде, он осматривал новый строящийся канал и утонул. Царство перешло к его соратнику Ур-Намму, сделавшего своей столицей г. Ур; Лагаш впал теперь в немилость и индийская торговля теперь перешла к Уру.
      Новое государство получило официальное название Царство Шумера и Аккада; хотя почти все надписи и канцелярские тексты составлялись по-шумерски, шумерский разговорный язык в это время уже вымирал, повсюду уступая место аккадскому. Династия, основанная Ур-Намму, в науке обозначается как III династия Ура. Это был период, завершивший этноисторическую жизнь шумеров, с полным правом можно назвать политико-экономическим синтезом старошумерской и аккадской форм государственного устройства.
      Ур-Намму (2111-2094 гг. до н.э.) и в особенности его сын Шульги (2093-2046 гг. до н.э.) создали классическое, наиболее типичное древневосточное деспотическое и бюрократическое государство. Сохранилось более ста тысяч документов учета из государственных хозяйств царей этой династии. По счастливой случайности сохранилось два архива центральной администрации из Ура и из Пузриш-Дагана, расположенного к югу от Ниппура, а также архив из Уммы.
     
На начальном этапе правления III династии Ура много внимания было уделено восстановлению ирригационной сети, сильно запущенной в годы правления кутиев. Но не только в этом заключалось суть политической деятельности царей Ура.
      Все храмовые и правительственны хозяйства в пределах Царства Шумера и Аккада - а оно вскоре объединяло не только Нижнюю, но и значительную часть Верхней Месопотамии, а также земли за Тигром и в Эламе - были слиты в одно унифицированное государственное хозяйство. Надо полагать, что государство Ур-Намму имело еще колонии на чужих территориях, например, у истоков Хабура, в окрестностях современного поселка Телль-Брак. Государство III династии Ура, располагаясь на чрезвычайно обширной территории, было значительно более консолидированным, чем Аккад. Причинами этого были, во-первых, система царских хозяйств, объединившая в единый организм почти всю Южную Месопотамию, во-вторых, сильная власть царя, экономическую основу которой и составляли эти царские хозяйства.
     
История шумерского государства при III династии Ура лучше всего известна по документам хозяйственной отчетности, дошедшим от правителя Шульги (около 2093 - около 2046 гг. до н.э.). Все работники назывались гурушами (молодцами), а работницы - нгеме, т.е. просто рабынями. Тех и других было, вероятно, от полумиллиона до миллиона. Все они - земледельцы, носильщики, пастухи, рыбаки - были сведены в отряды (а ремесленники в обширные мастерские) и работали от зари до зари. Любой отряд или часть его могли быть переброшены на другую работу или даже в другой город совершенно произвольно, причем ткачихи - на бурлаченье, медники - на разгрузку баржей. Работали также и подростки. Фактически это было рабство, хотя это слово в отношении работников-мужчин не произносилось. Смертность была высокой. Ведомостей на постоянные выдачи пайка детям нет - женщины должны были содержать их за счет своего пайка. Но гуруши и нгеме семей, видимо, не имели, и рабочая сила пополнялась, главным образом, за счет пленных. Они доставлялись в Ур, а оттуда уже распределялись по местным государственным хозяйствам. Однако иной раз, угнанных людей, особенно женщин и детей, подолгу содержали в лагере, где множество их погибало. При Шу-Суэне (около 2038-2030 гг. до н.э.), захватившем Симанум на северной границе своего государства, произошло превращение   пленных   (гражданского населения   покоренной   страны)   в государственных   рабов.
     
Квалифицированные ремесленники, административные служащие и воины тоже по большей части содержались на пайке, хотя и большем, чем рядовые гуруши, - с учетом необходимости кормить семью; администрация государственного хозяйства очень неохотно давала служебные наделы в собственность.
      Такая система организации труда требовала огромных сил на надзор и учет. Учет был чрезвычайно строгим - все фиксировалось письменно; на каждом документе стояли печати лица, ответственного за операцию, и контролера; кроме того, отдельно велся учет рабочей силы и отдельно выполненных ее норм. Строго велась отчетность по больным и умершим. До наших дней дошла довольно жуткая ведомость учета смертности среди женщин и детей, тщательно разработанного надзирателями некоего лагеря.
      Урожай и продукция мастерских шли на содержание двора и войска, на жертвы в храме, на прокорм персонала и на международный обмен через государственных торговых агентов - тамкаров. Однако торговля не процветала: видимо, слишком большую часть доходов тамкары должны были отдавать государству.
      Централизовано было не только государственное землевладение, но и скотоводство. Скот выращивали, главным образом, на жертвы богам, а отчасти для кожевенного и сыроваренного производств. Снабжение храмов жертвами было развернуто по округам; каждый округ поочередно должен был обеспечивать храмы в течение определенного срока. В центр государства со всех его концов сгонялись тысячи голов скота для храма Энлиля в Ниппуре. Это было своего рода налогом.
     
Вся страна была поделена на округа, которые могли совпадать, а могли и не совпадать с прежними номами; во главе их стояли энси, но теперь это были просто чиновники, которых по произволу царской администрации перебрасывали с места на место. Лишь кое-где в пограничных районах были сохранены традиционные власти. Положение энси было тем не менее очень доходным, и они имели, например, много рабов; но во время жатвы или при срочных ирригационных работах эти рабы должны были помогать в государственном секторе. При этом надо отметить, что положение частного раба было легче положения илотов-гурушей. За ними еще признавались некоторые права (право выступать в суде, даже против рабовладельцев).
      Бюрократический власти энси были, вероятно, подчинены и те их общинников, которые не были поглощены царским хозяйством. Об этих общинниках известно только то, что они существовали во время жатвы, часть из них нанималась жнецами. Важнейшего источника сведений о жизни общины, каким в Раннединастический и Аккадский период были сделки купли-продажи, III династия Ура не знает, т.к. купля земли, и вообще вся частная нажива, была запрещена436. В пределах номов народные собрания, как видно, бездействовали, хотя сохранился как пережиток совета старейшин общинный суд.
     
В стране был установлен жесткий полицейский порядок; войны между номами прекратились и жизнь за пределами города стала менее опасной; повсюду вдоль магистральных каналов стали появляться деревни, расширилась сеть мелких каналов, что, вероятно, позволило увеличить посевные площади.
      Организация единого царского хозяйства требовала огромного количества административного персонала, а также много квалифицированных ремесленников. Разоренные в течение аккадского и кутийского периодов общинники охотно шли на эти должности, где пропитание было раз навсегда установленным и обеспеченным. Дошедшие до нас судебные дела этой эпохи показывают, что резко повысилось число частных патриархальных рабов в хозяйствах даже лиц низшего персонала. Поэтому в состав господствующих слоев мелкие надзиратели, чиновники, квалифицированные ремесленники и составили вместе со жречеством, войском и администрацией политическую опору династии.
     
Одной из центральных фигур в бюрократической системе государства Ура, безусловно, являлся писец. Школы и писцы обязаны своим существованием государству и развивались вместе с ним. Шульги личным декретом повелел брать в школы как можно больше детей, причем позволялось делать исключения и для детей из незнатных и нечиновных фамилий. Писцы нужны были постоянно, система школьного образования непрерывно развивалась и поддерживалась центром. В школе формировались идеологически основы государства, здесь создавались во времена правления царей Ура каталоги литературных произведений, так называемый Ниппурский канон. Вошедшие в канон произведения, отражавшие господствующую идеологию, на протяжении столетий составляли круг чтения для занятий в школе, по ним учились искусству клинописи. Именно в среде образованных писцов были сформулированы основные положения царской идеологии, которая наравне с царской собственностью и бюрократическим аппаратом служила опорой государства. Таким образом, школа оказывала царской власти неоценимые услуги.
      Неплохо жили и находившиеся на царской службе судьи, и приближенные ко дворцу жрецы, и прославлявшие царскую власть музыканты.
      Власть царей Ура передавалась по наследству, она был абсолютной и неограниченной. В гимне царя Шульги читаем: Я царь четырех сторон света, пастырь черноголовых, герой и бог стран….
      Развивавшаяся с 26 в. до н.э. юридическая практика показала, что обычное право стало неприемлемым в повседневной жизни. Развитие государства уже требовало писанного свода законов. Этим, по-видимому, объясняется появление древнейшего законодательного памятника Древнего Востока - законов Шульги. Сохранилось 30-35 положений, регулирующих семейное право, право рабов, аграрное право и рассматривающих случаи лжесвидетельства в судах. Они свидетельствуют о победе новых социально-экономических отношений. Но новые юридические установления применялись только в государственном секторе, тогда как судопроизводство общины продолжало опираться на нормы обычного права444.
      Еще одним свидетельством унификационного характера государство было введение денежной единицы веса - мины.
      Цари III династии Ура воевали мало. Бои проходило, в основном, в традиционных для шумерской войны местах - в районе Элама и в предгорьях Загроса. Ходили также и в Сирию, и в северную часть Месопотамии, доходили даже до города Библ. При этом сочетали войну с дипломатическими переговорами. Документы показывают, что активность шумерской армии в это время была невысока, зато в большом количестве по дорогам Ближнего Востока ходят урские эмиссары в лице дипломантов и торговых агентов, призывающие пограничные с Шумером государства к активному сотрудничеству, прославляющие власть урского царя.

9

Около ста лет просуществовало царство III династии Ура, и, казалось, ничто не может быть прочнее и устойчивее. Упорядочены были даже культы богов: разнообразные и взаимно противоречивые системы номовых божеств были сведены в единую общую систему во главе с покровителем государственности - царем-богом Энлилем Ниппурским. По обе руки от Энлиля в ниппурском собрании восседали Ан и Энки. Ниже шли семь или девять богов, называемых Ануннаками (впоследствии судьи людей в загробном мире); в их число входили Инанна, Уту Нанна, или Суэн (по-аккадски), Нергал и несколько второстепенных божеств. У подножия этой лестницы размещалось несколько сотен остальных богов. Каждый город имел своего бога-покровителя с женой, сыновьями и богами-слугами. Все божества шумерского пантеона того времени являются и шумерскими, и семитскими. Разница уже не ощущается - даже всемогущий Энлиль может теперь почитаться под именем семитского Бела (господин, владыка). За всеми богами строго закреплено родословие, которое упоминается в посвящаемых им гимнах.
     
Также было создано, или, во всяком случае, систематизировано, учение о том, что люди были сотворены богами для того, чтобы они кормили их жертвами и освободили от труда. Все цари, начиная с Шульги, обожествлялись и потому причислялись к богам в смысле обязанностей людей по отношению к ним. Есть предположение, что сам Шульги был обожествлен на 30-ом году своего правления, но есть и мнение такого рода, что все тексты, в которых Шульги предстает как бог, составлены после его смерти. В традиции обожествления царя видели наследственный принцип: шумерский царь должен был быть одновременно и шумерским богом. Под обожествленного царя подстраивался весь мировой порядок: в его честь существовали специальные ритуалы, в небе сияла звезда, названная именем Шульги, а в урском календаре   появился   даже   специальный месяц,   связанный   с   праздником   в   честь бога   Шульги. Наряду с царским у царей есть божественное родословие: так, Шульги состоял в родстве с полубогом-получеловеком - лугалем Урука Гильгамешем - и на называл себя его братом. Специальных храмов царям не строили, но строили святилища или притворы в больших храмах, где им, или их статуям приносились жертвы, как и их умершим предкам. При III династии Ура - кажется, в первый и последний раз в истории Месопотамии - над могилами царей возводились мавзолеи.
      Тогда же был создан Царский список, а с ним и учение о божественном происхождении царственности, которая в первоначальные времена спустилась с неба и с тех пор в неизменной последовательности вечно пребывала на земле, переходя от города к городу, от династии к династии, пока не дошла до III династии Ура. Согласно концепции Царского списка, во время мирового потопа царственность вернулась на небо, а затем снова спустилась с небес. Таким образом, задача Царского списка было внушение мысли о божественном происхождении власти III династии Ура и единой от начала мира преемственности этой власти по прямой линии.
      От последних веков шумерской цивилизации до нас дошли многочисленные гимны богам и царям, бывшие по сути аранжированными записями государственных гимнов. Частью эти гимны имеют древнее происхождение и переписаны со старых табличек (хотя и с неизбежными нововведениями в плане композиции), частью же перед нами совершенно новые, синхронные записи произведений, составленных по определенному поводу из жизни иссинского или урского царя453. Гимны, дошедшие до нас, содержат в основном только основные царские ритуалы, преимущественно весенние. Царский ритуал, который приходился на время разлива рек и равноденствия, делился на пять основных событий:
1.      Путешествие городского бога к своему отцу с просьбой об обновлении царственности в городе. Получение им МЕ, дающих возможность власти.
2.      Выдвижение царя как молодого героя на битву с чудовищами, желающими захватить город и лишить его жизни
3.      Борьба и победа царя. Принесение военных трофеев в храм своего бога.
4.      Интронизация царя
5.      Священный брак царя и жрицы в священном загоне, имитирующий соединение двух богов.
      Этот ритуал был крайне важен и ценен для жителей Месопотамии и определял судьбу всего живого на предстоящий год, и все, что следовало за этим ритуалом, могло объясняться только на его основе.
      С царским культом связаны и обряды, участия в строительстве каналов (гимн в честь царя Ур-Намму), ритуального бега (бег Шульги из Ниппура в Ур), сева и возведения божьей колесницы. Все эти обряды связаны с основными событиями шумерского года и мира - с интронизацией и священным браком правителя.
     
Из хозяйственных и административных текстов III династии Ура также можно представить примерный сценарий урского празднества акиту. Акиту был одним из самых основных календарных праздников Шумера и посвящался смене полугодий, справлялся дважды на весеннее и осеннее равноденствие457.
     
Письменные источники (две погребальные песни-элегии, обнаруженные С.Н. Крамером среди клинописной коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина, и так называемое Нисхождение Ур-Намму в Подземный мир) дают нам представление и о погребальном ритуале. Кладбища располагались за чертой города, иногда даже на другом берегу реки. Хоронили только в землю, сожжение и захоронение урн не практиковали. Кладбища часто размывались наводнениями, и часто можно было видеть трупы, плывущие по реке (в последствии в шумеро-аккадской словесности этот образ стал знаком бренности всего земного). Гробов не было. Умершего на носилках доставляли на кладбище; если нужно было перевозить на лодке, платили перевозчику от лица покойного. Перевозчик назывался человек реки людей того берега. В обряде погребения обязательно принимали участие жрицы-плакальщицы, причитавшие по особому канону. Если покойный был состоятельным человеком, вместе с ним в могилу клали значительные по своему составу и количеству жертвы, необходимые как для личного пользования, так и для раздачи чиновникам Подземного мира. Так, Ур-Намму, попадая в Подземный мир, первым делом приносит жертвы семи подземным богам в их дворцах. Затем он одаряет жрецов и чиновников-писцов, от которых, видимо, зависела его дальнейшая участь. Добираясь до центра Подземного мира, Ур-Намму встречается с Гильгамешем, который объясняет ему правила жизни в стране мертвых. Но не проходит и десяти дней, как несчастным узником овладевает желание подняться наверх. Боги определили его стране процветание и изобилие, но ему самому не увидеть красот земного мира. Но для правивших в прошлой жизни особ в Шумере существовал праздник выхода отцов. Вероятно, в одноименном месяце был ритуал, связанный с представлениями, что наиболее важные предки должны в этом месяце оказаться среди живых и принимать подарки. Люди должны были кормить и снабжать важных предков жертвами, после чего отцы помогали поднимавшемуся Солнцу победить мрак, воцарившийся на земле.
     
Время III порождает два жанра словесности - царский гимн и псевдонадпись. Царский гимн представляет собой развернутое славословие в адрес обожествленного царя с непременным повествовательным элементом внутри песнопения. Царский гимн перехватывает инициативу у царской надписи в области развития стиля. Будучи, с формальной точки зрения диалогом солиста и хора, царский гимн стремится к максимально подробной и точной передаче какого-либо события, связанного с жизнью урского царя. Так, например, из гимнов Шульги мы узнаем о его путешествии в Урук, где совершается его священный брак с богиней Инанной; или о его сакральном рождении по воле Энлиля и Нанны. Псевдонадпись, впоследствии столь популярная у вавилонян и ассирийцев, представляет собой уже рефлексию на тему классической надписи. Существует, например, псевдонадпсиь, составленная от имени урукского царя Утухегаля и подробно рассказывающая о его битве с войском кутиев. Царская надпись, начавшаяся как отчет о реальной деятельности, под конец цивилизации дала примеры вымышленного текста, в котором каждая деталь реальной жизни приобретала характер литературного топоса.
      Существование царства Шумера и Аккада прервали пастушеские племена западных семитов, т. наз. амореев, гонимые засухой из Сирийской степи, они стали переходить Евфрат, угрожая оседлым поселениям Месопотамии. При царе Шу-Суэне была построена стена длиной примерно 200 км., отделявшая Шумер от кочевых народов. Около 2025 г. до н.э. они перешли Верхнюю Месопотамию поперек, с запада на восток, и начали вторгаться на поля Нижней Месопотамии.
      Царь Ура Ибби-Суэн (2027-2003 гг. до н.э.) был в это время, по-видимому, в Эламе. Увлеченный своей военной победой, он недооценил опасности. Амореи уже гнали свой скот на хлебные поля, окружали города, отряды гурушей разбегались, грабя казенное добро вместе с амореями.
      Вернувшись в Ур Ибби-Суэн застал там голод и послал своего чиновника Ишби-Эрра за закупкой хлеба у общинников. Но Ишби-Эрра предал своего правителя и позднее объявил себя царем Шумера и Аккада. Ур во главе с Ибби-Суэном оказался в кольце голода, но это были не все бедствия. Амореи пропустили на территории Месопотамии эламские войска, которые заняли Ур в 1997 г. до н.э. и увели в цепях Ибби-Суэна в эламскую землю Аншан. Таким образом, Ишби-Эрра стал единственным царем Месопотамии, провозгласив создание I династии Иссина, и стараясь подражать царям III династии Ура. Но эти попытки оказались неудачными и вожди амореев стали завоевывать власть по всей Нижней Месопотамии. Началась уже другая страница в истории Двуречья, известная под названием Старовавилонский период.


Вы здесь » Исторический форум Сокол » Античность » Цивилизации Древнего Востока